Чаще всего начинающих авторов упрекают в том, чтоониеще"ненашли
себя", не проявили своей поэтической индивидуальности.
Это серьезное обвинение. Подлинная поэзиянебываетбезличной.Поэт
должен иметь свой собственный, отличныйотдругихголос,свойхарактер,
"лица необщее выраженье", как говорил Баратынский {1}.
Но можно ли побуждать человека к тому, чтобы он сознательно и намеренно
искал своеобразия?
Я помню, как в предреволюционные годы молодые стихотворцы,старавшиеся
быть как можно более модными, спорили междусобой,подобноБобчинскомуи
Добчинскому, о том, кто первый из них сказал "э", то есть кто первый ввелв
обиход какое-нибудь словцо, рифму или размер. Они спешили взять патент на ту
или иную едва уловимую манеру или навесьмаограниченныйкругтем.Так,
некий молодойпоэтспециализировалсянаиронически-лирическихстихахо
парикмахерских куклах с завитками на лбу инепозволялниодномусвоему
сопернику даже близко подходить к витринам с восковыми манекенами.
Но, несмотря на все ухищрения, большинство этих обладателей патентов на
оригинальность в конце концовтонуловтолпеподобныхиморигиналови
бесследно исчезало в реке забвения.
Чембогачеподлиннаяиндивидуальность,темтруднееопределятьее
несколькими внешними чертами, тем меньше поддается она подражанию,пародии,
карикатуре.
ПодметитьхарактерныечертыКольцовакуда легче, чем охватить
поэтическую индивидуальность Пушкина.
Личность поэта складывается не сразу. И ничего зазорного нет в том, что
в процессе своего развития молодой поэт поддается воздействию и даже прямому
влиянию предшественников и современников - отечественных и зарубежных.Ведь
это и есть питание, усвоение культуры.
Разумеется, речь здесь идет не о холодном ирасчетливомзаимствовании
чужих образов,ритмов,рифм.Искреннее,глубокоеувлечениемастерством
поэтов-учителей не может не сказаться на работах учеников. Но в то жевремя
онопостепенноинезаметноспособствуетвозникновению новой, вполне
оригинальной манеры письма.
Руководитель литературного кружка должен отличать признаки благородного
ученичества от рабского подражания и механическогозаимствованиявстихах
или прозе молодого автора.
Кстати,такоезаимствованиеобычносамо выдает себя очевидным
несоответствием содержания и стиля. К тому же, перенимая стихотворныйритм,
подражатель обычно, сам того не сознавая, вырывает изтекстатоилииное
слово или несколько слов чужого лексикона, ибо ритм запоминается чащевсего
не отвлеченно, а вместе с текстом, с которым он связан.
Отначинающегоавторанельзяиненужнотребоватьнарочитогои
намеренного своеобразия. Но, однако, руководитель может и должен указать ему
на те его строки или страницы, где он впадает в штамп, в шаблон.Тольконе
надо при этом пугать его жупелом банальности, ибо эточащевсеговедетк
тому, что у автора тормоза становятсясильнеедвигателей,ионначинает
бояться простоты.
"Словечка в простоте не скажет - все с ужимкой" {2}.
Говоря о "штампах", надо объяснить начинающему, что, банальностьпочти
всегда знаменует отсутствие мысли, чувства, наблюдения.
О чем бы вы ни писали - о родине, о герое, о любви или о природе, -вы
неизбежно повторите то, что говорили по этомуповодумногиедругие,если
будете писать без мысли, без страсти, без материала, без своего отношенияк
предмету.
Надо научиться смело думать и сильно чувствовать. Только этимпутеми
возможно избежать "штампов" - общих мест.
|