1
Я слышал недавно небольшое стихотворение, которое сразу запомнилось мне
от слова до слова. Посвящено оно полету наших героев через полюс вАмерику.
Это всего только четверостишие, звонкое икрепкое,полаконичностисвоей
похожее на стихотворную загадку. Вот оно:
Сан-Франциско - далеко,
Если ехать низко.
Если ехать высоко,
Сан-Франциско - близко!
Написала эти стихи молодая писательница Н.Артюхова{1}.Ейудалось
дать в короткой и веселойпесенке-считалкеидеюитему,откоторыхне
отказался бы и автор эпопеи.
В те времена, когда начинало жизнь мое поколение, таких песен унасв
обиходе не было. Считалки ипесенки,которыемылюбилиповторять,были
старше нас на многие десятки лет, если ненацелоестолетие.Ктознает,
какой из наших прапрадедов первый спел: "Гори, гори ясно, чтобы непогасло"
или "Солнышко-ведрышко"?!
И песни наши, и сказки, и любимые игры -всебылополученонамипо
наследству от дедов и мало походило на то, что делалось вокруг нас.
Мы росли, переставали играть и принимались за книги. Как и всем ребятам
на свете, нам нужны были герои, -длятогочтобыследоватьихпримеру,
учиться у них жизни. Мы находили своих героев в романах о рыцарскихпоходах
иопокоренииСибири,вчудесныхприключенияхкапитанаГаттераса и
завоевателя воздуха Робюра {2}.
Они нам нравились, эти герои, мы были в них влюблены, но учиться уних
поведению, борьбе и работе было несколькозатруднительно.Ужоченьрезко
отличался их быт от всего того, что мы видели каждый день.
"Сан-Франциско" было невероятно далеко от нас в те времена.
Героев мы встречали только на сцене и в книгах.
2
В наши дни слово"герой"пересталобытьсловомдревним,античным,
экзотическим.
Многие школьники расскажут вам,какпринималиониусебявшколе
человека, совершившего беспримерный подвиг. К ним еще такнедавнозапросто
приходил Валерий Чкалов {3} - слава и гордость нашей страны. Этотсказочный
богатырь усаживался средиребятзапартуи,пересыпаярассказлетными
терминами ивеселымишутками,докладывалсоветскимшкольникамосвоем
историческом перелете.
Ребята взволнованно слушали своего гостя, открывшего Америку сСевера,
и задавали ему тот вопрос, с которым они не могли бы обратиться ни к Ермаку,
ни к Христофору Колумбу, ни к Гаттерасу:
- Как вы стали героем?
Гость понимал, что это не праздный вопрос, а значительный исерьезный.
И он по-товарищески рассказывал школьникам о том, как он рос и учился, какие
у него были ошибки и промахи, удачи и победы.
Он знал, что среди егослушателей-подростковмогутоказатьсятакие,
которым предстоит не менее трудный и блистательный путь.
3
В1938годуизданацелаясериядетских книг о замечательных
путешествиях по воздуху, совершенных нашими летчиками.
Авторы этих книг в литературу вошли совсем недавно, хотя именаихуже
знамениты далеко за пределами нашей страны.Этиимена:ГеоргийБайдуков,
Анатолий Ляпидевский, Павел Головин, Константин Кайтанов {Г. Байдуков, Через
полюс в Америку; А. Ляпидевский, Челюскинцы;П.Г.Головин,Какястал
летчиком; К. Кайтанов, Мои прыжки, Детиздат, М. 1938. (Прим. автора.)}.
Все, кто сколько-нибудь знаком с ребятами, прекрасно знают,какжадно
ищутонинабиблиотечныхполкахприключений,путешествий,героических
историй, в которыхглавнымиперсонажамиявлялисьбыихсовременники-
советские люди.
Книги, написанные летчиками-героями, как будто сразуотвечаютнавсе
эти настоятельные требования нашихребят:внихестьипутешествия,и
приключения, и люди сегодняшнего дня. А заодно внимательный читательнайдет
в них немало самых разнообразных сведений по географии, по метеорологии,по
технике летного дела. И ни на одну минутуэтисведениянепокажутсяему
приложением, научной приправой к повести.
Когда Головин рассказывает о восходящих и нисходящих воздушных потоках,
читатель следит за его рассказом, не отрываясь ни на минуту, потомучтоот
этих потоков зависит успех рекордного полета, о котором герой и авторкниги
мечтал с детства.
Да вдобавок в эту лекцию о воздушных течениях неожиданно влетаеторел,
которому, как обнаруживается из книжки, нужны для парения тежевосходящие
потоки, которые нужны и планеристу.
Когда Байдуков говоритотом,какимиопасностямиугрожаютлетчику
белоснежные облака,которыекажутсяснизутакимибезобидными,читатель
запоминает каждое слово из этой боевой практической лекции. Еще бы! Ведь обо
всем этом рассказываетчеловек,которыйпробилнасвоемпутинеодну
облачную гряду.
В редких повестях и романах для юношества вынайдететакоемножество
эпизодов и приключений, как в книге летчика-парашютиста К. Кайтанова. Прыжки
из мертвой петли, из пикирующего самолета, прыжки из стратосферы,спускна
полотно железной дороги в момент, когда навстречунаполномходунесется
поезд... И тут же - рядом с самымиудивительнымиприключениями-деловые
страницы,объясняющиечитателювсеособенностиисложностилетногои
парашютного искусства.
И, однако, читателю ни на минуту не кажется, что книжкараздваивается,
делится на части, познавательную и приключенческую.
Все сведения, которые дают в своих книгах летчики, неразрывно связаны с
действием; действие же требует от читателянеослабноговниманияккаждой
деловой строке.
Но воспитательная ценность этих книг не только в знаниях,которыеони
дают читателю. Они учат егозакалятьволю,относитьсяпросто,строгои
вдумчиво к удачам и неудачам.
К. Кайтановподробноостанавливаетсянанесколькихслучаях,когда
парашютисты-новички перед полетом "трусили". Серьезный разбор каждого такого
случая заставляет читателя заново проверитьсвоиобычныепредставленияо
мужестве и малодушии.
Никто из авторов-летчиков, вероятно, не ставил перед собойпрямоив
упор педагогических задач. И тем неменеекнигиихпроникнутынастоящей
воспитательной идеей.
Быть может, наиболее выразительна в этом отношении книга Павла Головина
"Какясталлетчиком".Скакой-тоособеннойтеплотойитоварищеской
откровенностьюрассказываетонребятамосамых различных фактах и
обстоятельствах своей жизни. Вот Павлик Головин - школьник. Онужемечтает
стать летчиком, но думает,чтодляэтоготолькоинужно,чтовырасти
большим. Учиться незачем - ведь на самолете не задачи решают, алетают.Но
вот,поработавнемноговмастерскойу незадачливого провинциального
планериста, Павлик Головин начинает понимать, что летное дело требует науки:
"Садясьвечерамизауроки,ястискивал упрямо зубы, угощал себя
подзатыльником и уговаривал сам себя:
- Не ленись, Пашка! Летчик должен все знать!"
Щедро ипростооткрываетГоловинпередребятамивсюсвоюжизнь,
показывает им, как он выходил из неудач и затруднений - когда сам,когдас
помощью товарищей-комсомольцев.
Прочитавэтукнигу,школьникпочувствуетсебятак,будтокто-то
уверенно и осторожно поднял его на большую высоту.
4
Книги летчиков различны по своему объему, по литературномукачествуи
предназначены для читателей разных возрастов.
Георгий Байдуков и Анатолий Ляпидевский обращаются к младшим ребятами
рассказывают им об экспедициях, вкоторыхсамиавторыбылиучастниками.
Первый - о полете через полюс в Америку. Второй-оспасениичелюскинцев
{4}.
Книги П. Головина и К. Кайтанова предназначены для ребят постарше.Это
автобиографии, или, вернее сказать, повести о том,какчеловекстановится
мастером своего дела.
Все четыре книги отличаютсяоднаотдругойтакжеявственно,как
отличны друг от друга их авторы.
И тем не менее каждая повесть как будто продолжает и дополняетдругую.
Все они - части какой-то большойэпопеи,рассказывающейомолодыхлюдях
советской эпохи.
На вопрос о том, что открыло этим молодым людям путь к их ответственной
и героической деятельности, проще и яснее всего отвечает Георгий Байдуков.
Он пишет:
"Теперь, когда я исколесил полмира, видел много стран, морей и океанов,
я, вспоминая свое суровое детство, думаю: что б я делал,еслибынебыло
советской власти!.. Наверно, остался бы кровельщиком.
Больше восьми лет я проработал летчиком в разных отрядах воздушныхсил
и только после этого начал мечтать обольшихвоздушныхпутешествиях.Мне
хотелось летать там, где никто еще не летал".
Все авторы пишут о своих подвигах скромно и строго. Гордость ихтолько
в том, что они осуществляют надежду своей страны, волю своегоправительства
и партии, и лишь из рассказов других участников экспедиций выузнаетеиной
раз, чего стоили героям их победы и успехи.
Поэтому-то особенно интересно сличать книги разных авторов ободнихи
тех же событиях.
В книге П. Головина, на странице 102-й, говорится вскользь, мимоходом:
"Четвертый самолет летчика Алексеева - не долетел до острова.Пришлось
сесть на льдину за 250 километров от Рудольфа. Черезнесколькоднейяна
своем самолете отвез Алексееву бензин".
Кажется, факт не слишком примечательный. Отвезбензин-вотивсе.
Недаром автор посвятил эпизоду всего три строки.
Но совсем по-иному рассказывает о том же самом случаедругойучастник
экспедиции, корреспондент "Правды" Л. Бронтман в своейоченьинтереснойи
обстоятельной книге "На вершине мира":
"Как только самолеты (возвратившиеся с полюса. - С. М.)опустилисьна
снежный наст острова Рудольфа, Шмидтвыпрыгнулизсамолетаипобежалв
штабной домик к телефону. Вскоре он вернулся опечаленный: связи с Алексеевым
еще не было. Вместе с ним пришелГоловин.Головапилотабылаперевязана
широким бинтом. За время нашего отсутствияонперенестяжелоевоспаление
среднего уха. Доктор категорическизапретилемувставатьспостели.Но
Павел, видя сплошную облачность над островом Рудольфа, умчался нааэродром,
завел самолет Н-36, пробился сквозь облака, встретил нас и указал дорогу.
- Могу лететь к Алексееву, - сказал он Шмидту. - Моямашинаполностью
заправлена, экипаж готов".
Этот пример со всейочевидностьюпоказываетнам,каксдержанныи.
скромны в рассказах о себе люди, которыми гордится вся нашастрана.Итем
дороже кажется нам каждое слово в их простых лаконических книгах.
5
Алексей Максимович Горький много разговорилотом,чтовдетскую
литературу необходимо привлечь бывалых людей, обладающихбогатымжизненным
опытом.
Вот они и пришли - "бывалые" люди!
То, что они принесли детям, - большой ищедрыйподарок.Ребятанаши
примут его с благодарностью и любовью. Адляписателей-профессионаловэти
книги - вызов, товарищеский, требовательный и задорный.
Если наши герои-летчики в простых отчетах о своей жизни идеятельности
могут подняться чуть ли не до эпопеи, то каких жекнигнадотребоватьот
людей, профессия которых - искусство!
Они должны дать нашим детямтакуюпоэмуогерое,котораябылабы
достойна гордого имени Валерия Чкалова.
|