Самуил Маршак - Волшебное перышко

 


 Обычно сказки начинались так: 
 "В некотором царстве, в некотором государстве..." 
 А эта сказка начинается по-новому: 
 "В одной колрнии жили два мальчика: Петька и Ванька-дурак". 
 Герой сказки, конечно, Ванька-дурак. "Воднойдиктовкеонухитрялся 
 наборонить тридцать две ошибки. 
 Однажды дурак спал на поляне в лесу. Вдруг он услышалшум.Всталон, 
 пошарил в кустах, а оттуда выскочила лисица. Ванька кинулся заней,ноне 
 догнал ее и решил вернуться на прежнееместо,чтобыузнать,коголисица 
 хотела задрать. И кого же он увидел? Гуся. Красивый белый гусь важно шел ему 
 навстречу со своими маленькими гусятами. 
 - Здравствуй, Ваня, - сказал гусь... - За то, что ты спас меняимоих 
 детей от лисы-разбойницы, я награжу тебя. Чего хочешь? Говори! 
 В это время маленькие гусята запищали тоненькими голосками: 
 - Мама, мама, мы знаем, что ему нужно.Емунужноволшебноеперышко, 
 чтобы он ошибок в диктовке не делал... 
 Ванька покраснел: как, оказывается, что игусенята.знают,какойон 
 грамотей. 
 -Ладно,мальчик,некрасней,-сказалгусь,-пойдемвнаше 
 государство. 
 И они пошли к очень красивому городу, который неожиданно выросвпереди 
 за кустами. На главной площади. находилось голубоеозеро.Внемкупалось 
 много гусей и уток со своими детьми. 
 - Здравствуйте,ИванВасильевич,здравствуйте!-кричалисовсех 
 сторон. Ванька поворачивался то направо, то налево, кланялся и отвечал: 
 - Здравствуйте, граждане..." 
 Дальше в сказке говорится о том, как Ваньку приветствовалвышедшийиз 
 дворцапавлин"снастоящимипавлиньими перьями в хвосте". Павлин 
 поблагодарил Ваньку и велел дать ему волшебное перо, которое"будетписать 
 без единой ошибки". 
 "Гусь развернул свое крыло и сказал: 
 - Выбирай любое! 
 Ванька вытащил крайнее перо и, к своему удивлению, увидел, что оноуже 
 очинено и даже обмакнуто в красные чернила. 
 В тот же день Ванька-дурак вернулся в колонию и сказал ребятам: 
 - Не думайте, что я дурак. Я знаю больше вашего... И писать умеюлучше 
 вас всех". 
 В диктовке у Ваньки не оказалось ни однойошибки.Сталонвклассе 
 первым учеником, стал Ваней-умницей". 
 Осенью послали его вместе сдругимилучшимиученикамивгород,на 
 рабфак. 
 Но по дороге с ним приключилась беда.Подулветериунесволшебное 
 перышко. Ваня-умница стал опять Ванькой-дураком и стрескомпровалилсяна 
 экзамене. 
 "Вернулся он домой, повесив нос". 
 Емусталоясно:волшебноеперышко-хорошаяштука,но слишком 
 ненадежная - подведет в самую горячую минуту! 
 Эту сказкунаписалпятнадцатилетнийВолодяП.,членлитературного 
 кружка Ленинградской трудколонии НКВД "Красная славянка". Сказкапереписана 
 на машинке и помещена в альманахе "Веселые ребята", э 1, за 1937 год. 
 Мы, литераторы, знаем, как трудно написать настоящуюсказку-такую, 
 которая содержала бы всеэлементыфольклора-смелыйвымысел,живуюи 
 складную речь, неожиданный и крепкий юмор. Ноещетруднеесочинитьновую 
 сказку - с новыми персонажами, новым бытом и новой моралью. 
 Даженеподозревая,очевидно,обовсехэтихнаших писательских 
 трудностях, Володя П. сочинил в свободные минуты, междуработойвцехуи 
 классными уроками, волшебную сказку, где действие происходит не за тридевять 
 земель, а в той же самой колонии, в которой живет и работаетавтор,бывший 
 беспризорник. 

 ----- 

 Втотдень,когдасостанции"Северный полюс" пришла первая 
 радиограмма, я встретился с компанией ленинградских школьников. 
 - А вы согласились бы зимовать на льдине, какПапаниниКренкель?- 
 спросил я у них. 
 - Еще бы! - ответили ребята в один голос. 
 И, как бы подтверждаяискренностьисерьезностьэтогоединодушного 
 ответа, один из мальчиков спросил у другого вполголоса: 
 - А ты приучаешься спать зимой при открытой форточке? 
 - Приучаюсь. А ты? 
 - Тоже приучаюсь. 
 Мы заговорили об Арктике, итутобнаружилось,чтомногиеизребят 
 отлично знают маршрутыпочтивсехполярныхэкспедиций,предшествовавших 
 завоеванию полюса советскими героями. 
 Все то, что волнует нас, взрослых, не менеегорячозахватываетнаших 
 детей. 
 Гражданские темы звучат в ихстихахипрозе,каклирическиетемы. 
 Говоря о своей стране, о больших государственных делах, они говорят в тоже 
 время о себе, о своем будущем. 
 Вот стихи ленинградского школьника Илюши М., озаглавленные "Кем яхочу 
 быть". 
 Больше всего в этих стихах трогает и пленяет простое и непосредственное 
 отношение к вещам и явлениям крупного порядка, - то самое отношение, которое 
 я почувствовал в словах моих знакомых школьников, рассуждавших о зимовкена 
 полюсе и об открытой форточке. 
 Каждая строчка выражает настойчивую и непреклонную волю автора. 
 Двенадцатилетний мальчик пишет: 

 О, хоть бы скорее я вырасти мог, 
 Чтоб стать боевым командиром, 
 Чтоб школу сменить на коня и клинок 
 Для дела свободы и мира. 

 И ждать мне недолго. Промчатся года. 
 Настанет прекрасное время. 
 На шлеме моем загорится звезда, 
 Упрусь я в железное стремя. 

 И буду я мчаться на верном коне, 
 Его понукая и шпоря, 
 Стрелой по полям, точно в сказочном сне, 
 С ветрами веселыми споря. 

 И если прикажут, с дивизией в бой 
 Помчусь я. Я буду комдивом. 
 Мой верный товарищ помчится со мной, 
 Испытанный, быстрый, игривый. 

 И если нарком мне прикажет: "Веди!" - 
 Я в бой кавалерию двину. 
 Помчится лавина, а я - впереди - 
 Веду боевую лавину. 

 Ни чащи лесов, ни просторы степей, 
 Ни горы, ни рвы, ни овраги 
 Не сдержат лихого напора цепей, 
 Стремительной конной атаки. 

 И, в битве кровавой врага разгромив, 
 Разбив его главные силы, 
 Пойдут эскадроны галопом в прорыв 
 Гулять по глубокому тылу... 

 Сколько веселой и благороднойудаливэтихстихахнашегобудущего 
 Дениса Давыдова, поэта-кавалериста. 
 Только вюностиможнонаписатьтакиепрекрасныеитакиенаивные 
 строчки,полныеигрыимальчишескогосамолюбованияивтожевремя 
 проникнутые отвагой и мужеством: 

 Помчится лавина, а я - впереди - 
 Веду боевую лавину... 

 Не знаю, выйдут ли из этих ребят поэты и сказочники. 
 Ноясноодно.Те атакующие силы, которые бушуют в стихах 
 двенадцатилетнего поэта имногихегосверстников,немогутзаглохнуть. 
 Поэтическое вдохновение необходимо у нас в любом деле, на любом поприще.

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru