Дорогой Александр Трифонович,
Все эти дни я - вопреки требованиям врачей - работал над второй серией статей1, но все же она у меня еще не готова. Я надеялся, что ты исполнишь мою просьбу и поместишь в следующем номере стихи, чтобы дать мне возможность поработать над статьями2.
Из статьи о научно-художественной литературе я исключил Успенского3 (это был единственный отрицательный пример во всей статье) и хочу заменить его положительным примером - книгой Михайлова "Я иду по меридиану". Это нужно и потому, что в статье4 упоминается мало книг, вышедших в последние годы. Книги Михайлова у меня пока еще нет под рукой. Но и после того, как я ее достану и прочту, мне потребуется несколько дней на работу. Статья "Слово в строю" тоже еще требует дополнений.
Я все делаю для того, чтобы возможно скорее дать тебе материал для журнала. Никому, кроме тебя, я не дал ни статей, ни стихов. Но и ты должен считаться с моими возможностями (не говоря уже о моем здоровье).
В верстку я внес очень немного самых необходимых поправок.
Было бы очень хорошо, если бы тебе удалось вырваться ко мне на часок-другой.
Крепко тебя обнимаю.
Твой С. Маршак.
______________
1. Статьи С. Маршака "Слово в строю", "Мысли о словах", "О поэзии познавательной книги", опубликованные впервые в журнале "Новый мир" (1958, № 9) под общим заголовком "Заметки о мастерстве". "Первая серия" - опубликованные в "Новом мире" (1958, № 7) под том же общим заголовком статьи "О талантливом читателе", "Выбор дороги", "Сказка, возбуждающая народное чувство", "О звучании слова", "Свободный стих и свобода от стиха". Позднее, когда "вторая серия" была получена редакцией, А. Твардовский, главный редактор журнала, благодарил С. Маршака за эти статьи (в письме от 29 июля 1958 года) и добавлял: "Некоторое частное соображение главного редактора и его ближайших сподвижников. А именно: места о Твардовском необходимо опустить, если не целиком, то на 80-90%. Конечно же, ты восстановишь, как я надеюсь и желаю, эти места при издании статей отдельной книгой и в собрании сочинений. Но в "Новом мире" нельзя решительно - я это обдумал хорошо. Нельзя мне уподобляться Н. Н., который на страницах своего журнала называет себя классиком через посредство своих ближайших сотрудников. Это одно, а другое в том, что нельзя создавать прецедент для людей беззастенчивых, поступающих по принципу "я тебя похвалю (или напечатаю), а ты меня". Их удерживает от этого лишь сложившаяся, м. б. отчасти и лицемерная, но просто необходимая традиция воздержания от таких приемов". Согласившись с А. Твардовским, С. Маршак изъял из статьи "Мысли о словах" часть текста от фразы "Его словарь - оркестр..." до стихотворной цитаты, кончающейся строчкой "Снегом, жестким, как песок".
2. В письме от 16 июня 1958 года А. Твардовский возражал: "Стихи мы не будем давать непосредственно за статьями - это было бы нам крайне невыгодно: часом с квасом, а порой с водой..."
3. В первоначальном тексте статьи С. Маршак давал отрицательную оценку книге Л. Успенского "Занимательная география" (Л., 1947). О другой книге Л. Успенского - "Слово о словах" (Л., 1954) С. Маршак, отмечая ее недостатки, писал там же: "На этот раз автор поставил перед собой более серьезную задачу и решил ее значительно успешнее" (Рукопись, архив С.Я. Маршака).
4. Статья "О поэзии познавательной книги" (в книге С. Маршака "Воспитание словом" она называется "Еще о поэзии познавательной книги").
Источник: "Жизнь и творчество Маршака". - М.: Детская литература, 1975.
|