Главная arrow Письма Маршака arrow Все письма arrow Самуил Маршак - 392. с. б. рассадину

Самуил Маршак - 392. с. б. рассадину

 


 "Нижняя Ореанда", 27 июня 1963 г. 

 Дорогой Стасик, 
 Я еще очень слаб после перенесенной недавно болезни. Поэтому я вынужден 
 продиктовать ответ на Ваше письмо моей сестре [1]. 
 Очень жаль, что мы не можем встретиться и побеседоватьоВашейкниге 
 устно. 
 В письме это гораздо труднее. 
 Все же попытаюсь. 
 Отвечаю Вам на Ваши вопросы. 
 1) "Волшебная палочка" написана мною вместе с Е. И.Васильевой-так 
 же, как "Летающий сундук", "Финист Ясный Сокол","ТаириЗорэ"?"Опасная 
 привычка" и некоторые другие пьесы. 
 "Молодой король" и "Цветы маленькойИды"написаныЕ.И.Васильевой 
 отдельно. "Кошкин дом", "Сказка про козла", "Петрушка" и еще кое-что -мною 
 одним. 
 Пролог к "Волшебной палочке" написан мною вместесЕ.И.Васильевой 
 (как и другие прологи в книге "Театр для детей") [2]. 
 2) О первом прозаическом варианте "Двенадцати месяцев" могу сказать вот 
 что3. 
 В. В. Смирнова не права, указывая слишком уж конкретный источник сказки 
 - сказку Вожены Немцовой [4] (не помню, Немцова или "Нимцова"). 
 Когда я писал сказку "12месяцев"впрозе,яещенезналсказки 
 Немцовой, а только задолго до того слышал чешскую илибогемскуюлегендуо 
 двенадцати месяцах в чьей-то устной передаче. Только впоследствии мнестало 
 известно о существовании сказки Немцовой. 
 Еще дальше отошеляотбогемской(иличешской?)легендывпьесе 
 "Двенадцать месяцев". 
 В легенде нет ни профессора, ни солдата.Естьтолькомачеха,дочка, 
 падчерица и 12 месяцев (безчеткоочерченныххарактеров).Сложныйсюжет 
 пьесы еще более отличается от сюжета сказки. Многое придуманозаново(как, 
 например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, ее 
 героизм, вторая ее встреча сдвенадцатьюмесяцами,превращениемачехии 
 дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т. д.). 
 Финал моей пьесы скорей в духе русскихнародныхсказок("Морозко"и 
 других). 
 Очень нелегко было построить четкий и стройныйсюжетпьесы.Основное 
 заключается в том, чтовдремучемлесупослеразгуластихийкоролевой 
 оказывается скорей падчерица, чем сама королева, учителем-солдатсего 
 житейским опытом, а не профессор, наделенный книжной премудростью. Все,что 
 обещала королева за подснежники - шубу,наряды,катаньевсанях,-она 
 получает в трудную минуту от великодушной падчерицы. 
 Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу вцарстве 
 месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть еедомой-из 
 сказки в реальную жизнь - с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и 
 приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат (цветы, плоды и т. д.). 
 Как я Вам рассказывал, я всячески заботился о том,чтобывхарактере 
 каждого месяца была какая-то реальная основа. Они говорят другсдругомо 
 своих делах так, какмоглибыговоритьлюди,ответственныезакрупные 
 хозяйства ("У тебя крепко лед стал?" - "Не мешает еще подморозить". "А народ 
 лесной как?" - цитирую по памяти). 
 Месяцы помогают падчерице не только по доброте, а и потому, чтоонии 
 раньше знали ее в лицо, видели ее нагрядках,влесу,гдеонасобирала 
 хворост, и т. д. 
 А королевы с ее придворными месяцы никогда и в глаза невидали.Даи 
 что значит ее королевский титул в лесу, гдеонабессильнапередстихиями 
 (хоть и обещала издать "Новый закон природы"). 
 В этом-то суть пьесы. 
 В. В. Смирноваошибаетсяитам,гдеонасчитаетдраматургической 
 слабостью маленьких пьес присутствие в них рассказчика. 
 У моих рассказчиков всегда есть свой характер, анетолькослужебные 
 обязанности, а роль они играют примерно такую же, как добрый излойдедв 
 "Теремке" (они придают и художественную и философскую стройность тойборьбе 
 двух начал, которая происходит в сказке). 
 Пишу это не для того, чтобы Вы полемизировали в своейстатьесВерой 
 Васильевной (которая отнюдь не лишена вкуса и понимания). 
 Я хочу только прояснить основныелиниивкомпозициимоихсказочных 
 пьес. 
 3) Относительно традиций. 
 Было бы, думаю, полезно, если бы Вы хорошо познакомились сосказочными 
 пьесами первых лет революции. 
 Например, "Алинур" Вс. Мейерхольда и Ю. Бонди, "Аленький цветочек"(по 
 Аксакову), "Маугли" (по Киплингу), пьесы Сергея Ауслендера и других. 
 Между прочим, посмотрите рецензии Александра Блока на пьесу "Алинур"в 
 6-м томе его собрания сочинений (Гослитиздат, 1962). 
 Вы говорите в письме, что пьесы -мои,Габбе,Шварца-"непросто 
 развивают существовавшие традиции "Царя Максимилиана", с одной стороны, ас 
 другой - Метерлинка,Гауптмана,Островского,новообщевпервыесоздали 
 традицию театральной сказки". 
 Точно ли это? 
 Ведь, в сущности, сказка очень давно живет на сцене. И не только сказки 
 Гоцци, Лопе де Вега, Гауптмана, Островского, Метерлинка, но даже и Шекспира. 
 Что такое "Король Лир", как не сказка - правда, сложнаяиглубокаясказка 
 (отец испытывает дочерей, спрашивает у них в завязкепьесы,любятлиони 
 его. Разве этонесказка?).Яужнеговорюо"Сневлетнююночь", 
 "Двенадцатой ночи" или о "Б>ре". 
 Вы правы, что "Снегурочка" Островского - типичное оперное либретто.Но 
 какхорошибогатязык"Снегурочки"("Тамкрасно,тамсине,атам 
 вишнево..."). Правда,в"Снегурочке"нетпушкинскоговкуса,лаконизма, 
 жизненности характеров. И все же не стоит умалять значение Островского, хотя 
 и в самом деле несколько оперный стиль "Снегурочки" нам вдостаточноймере 
 чужд. 
 Да и от "Синей птицы" - замечательнойлирическойсказки-мыможем 
 взять далеко не все. Она остается в своем времени. 
 Но, вероятно, и она не могла не оказатькакое-товлияниенаменяи 
 других наших драматургов-сказочников. 
 Что же касается "Царя Максимилиана", то он влиял на нас гораздо меньше, 
 чем, скажем, впечатления нашегораннегодетства,когдаживбылуличный 
 Петрушка и были в ходу лубочные картинки с подписями. 
 Перед революцией и, пожалуй,ещебольшевначалереволюцииразные 
 эстеты пытались возродить традицию народного театра, даже балагана. 
 Мы не пошли по пути стилизации.Ноосновныечертынародноготеатра 
 легче возродить во всей их жизненности в детском театре, чемвтеатредля 
 взрослых. 
 Я исходил в моих самых ранних пьесах из детской игры, ибоэтоиесть 
 первооснова театрального действия. Разве не игра - передачаГоря-злосчастья 
 по кругу, пока не находится человек,которыйотказываетсяпередаватьего 
 дальше? 
 В сущности, в драматургии для детей была проделана в свое времятаже 
 работа, что и во всей детской литературе. 
 Мыборолисьзаосвобождениедетскоготеатра(каки книги) от 
 лжепедагогической назидательности и схематизма, стремились к созданиюживых 
 характеров, к тому, чтобы пьесы,привсейихпростоте,былидостаточно 
 сложны и, при всей их забавности, выражали серьезныеидеи,-то,естьк 
 "большой драматургии для маленьких". 
 Пишу Вам второпях, чтобы Вы успели получить и продумать этописьмодо 
 Вашего отъезда. Поэтому пишу Вам несколько бессвязно и хаотично. 
 Если у Вас возникнут новые вопросы, напишите мне. 
 То, что Вы пишете об "органическом сплаве",намойвзгляд,довольно 
 правильно [5]. 
 ЖелаюВамуспешнозавершитьработу, не ослабляя строгости и 
 требовательности к себе. 
 Обнимаю Вас и шлю сердечный привет Вашей жене. 
 До 5-го июля я и моя сестра будем в санатории. А после 5-госправьтесь 
 о моем адресе у Розалии Ивановны (К 7-75-70) 

 Ваш С. Маршак 

 1 Л. Я. Прейс (Елена Ильина). Ответ на письмо критика С.Б.Рассадина 
 (Москва) от 22 июня 1963 года. С. Б. Рассадин писал, что кончает работунад 
 книгой о сказках для театра "Обыкновенное чудо", в которой много говорится о 
 пьесахС.ЯМаршака;уточнялнекоторыевопросытворческой биографии 
 Маршака-драматурга. 
 2 С. Маршак и Е. Васильева, Театр для детей, Краснодар, 1922. 
 3 С. Б. Рассадин просил указать источник прозаического вариантасказки 
 "Двенадцать месяцев" (1945) - см. т. 6 наст. изд. 
 4 Божена Немцова (1820-1862) - выдающаяся чешская писательница; в числе 
 ее книг сборники народных сказок и рассказов в ее обработке.С.Я.Маршак 
 имеет в виду книгу В. В. Смирновой "С.Я.Маршак.Критикебиографический 
 очерк", Детгиз, М 1954. 
 5 С. Б. Рассадин писал. "Паша сказка (Габбе, Маршак, Шварц)-впервые 
 создала совершенно органичный сплав сатиры и лирики, мечты ииронии,самой 
 что ни на естькрылатойфантазиииземного,здорового,реалистического 
 быта". 

 

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru