Всем нам неоднократно приходилось слышать жалобы на то,чтопрограмма
преподавания русского языка и литературы в нашей школе излишне перегружена и
поэтому школьникам трудно учиться.
Не берусь судить, насколько этоверно,ноневольновспоминаюмысль
Герцена о том, что "трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть
непереваримые".
И в самом деле. Чем догматичнее исхоластичнееобучение,тембольше
времени отнимает оно у школьника.
Это не требует доказательств.
Живой интерес к предмету изучения, ясность поставленной задачи, горячая
целеустремленность каждого урока - вотчтопреждевсегоможетидолжно
облегчить трудность усвоения школьной науки.
Подростки - это, несомненно, самые страстные, самые неутомимые извсех
читателей.
Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками
от простого чтения кчтениюсознательномуивдумчивому,аотсюда-к
изучению ианализуобразцовхудожественнойлитературыбезпотеритого
наслаждения, которое дает человеку искусство.
В этом деле может значительно помочь учителю и ученику хороший учебник.
Нужно добиться, чтобы у ребят появились любимые учебники, подобнотому
как бывают любимые детские книжки.
Но для того чтобы такой учебник оказался наконец в руках ушкольников,
мы должнысовсейстрогостьюивнимательностьюпроверитьсуществующие
учебники, определить, на каком уровне, идейном ихудожественном,находятся
наши литературные хрестоматии.
Ипедагоги,илитераторы,пишущиедлядетей,никогданедолжны
забывать, что в их детской аудитории таятся мощь, сила, ум и талант будущего
общества.
За несколько десятков лет наша страна прошла путь многих столетий.
И дети это чувствуют, учитываютимотаютнасвойбудущийус.Они
понимают, что им предстоитжитьвэпохуещебольшегоподъема,больших
скоростей.
Я не переоцениваю силнашихдетейиподростков,Нонеследуети
преуменьшать, недооценивать их, какэтоделает"Роднаяречь",предлагая
школьникам III класса стихи из плохойдошкольнойкнижки,ашкольникуIV
класса задачу такого рода:
"Выберите в рассказе (имеется в виду рассказЧехова"Ванька")слова,
взятые из народной речи, и замените их литературнымивыражениями"("Родная
речь", стр. 110){Здесьидалееучебникицитируютсяпоизданиямтого
времени, когда была написана статья (1948-1949). (Прим. автора.)}.
Можно себе представить, как быотнессякэтомустранномуклассному
упражнению Антон Павлович Чехов!
Чем,например,заменитьтакие"народные"выражения в чеховском
рассказе, как:
"Секи меня, как Сидорову козу!" или:
"Упал и насилу очухался..."
Вероятно, так:
"Подвергай меня, дедушка, телесным наказаниям!"
"Упал без сознания и едва пришел в чувство!.."
Я указываю здесь на недостатки хрестоматий в полной уверенности, что мы
все же приближаемся к тому времени, когдабиблиотечкаучебныхкнигбудет
наконец достойна своего высокого назначения.
Учебные книги для средней школы в последнее время начинаютмало-помалу
улучшаться.
И тем не менее вопрос об учебниках и преподавании литературы иродного
языка еще далеко не разрешен. Требуются огромныеусилия,чтобыпреодолеть
инерцию,отказатьсяотпривычныхлитературоведческихи педагогических
предрассудков. К сожалению, в учебниках до сих порещепроявляютсямногие
грехи и недочеты литературоведения и педагогики.
Просматривая учебники родного языка и литературы(аодноотдругого
неотделимо),убеждаешься,чтолучше,или,вернее,сравнительнолучше,
обстоит дело с учебниками для старших классов, хуже - для среднихисовсем
плохо для младших.
Чемнижеспускаешьсяполестнице школьных классов, тем чаще
обнаруживаешь бессистемность, безвкусицу, безыдейность. А между тем ненадо
доказывать, что младшие классы относятся к старшим, как фундамент к зданию.
В наших хрестоматиях для старшихклассов(отVIIIдоX)известная
последовательностьисистематичностьобеспечиваетсяхотябытем, что
материал дается в связи с историей литературы,асталобыть,исобщей
историей. Найти же видимую закономерность и последовательность впостроении
учебников для младших и средних классов не так-то легко.
В книге для IV класса "Родная речь", в которой оглавление четко разбито
на отделы и этим отделам даны названия, неблагополучие видно сразу.
Какую логику можно усмотреть там, гдеодинотделназывается"Лето",
другой - "Осень", третий - "Сказки, легенды, басни", четвертый-"Семьяи
школа", а пятый - опять по времени года - "Зима"?
В книге для Vклассаавторыоказалисьосторожнее.Онитожеделят
оглавление на части, но дают этим частям не названия,атольконичегоне
говорящие порядковые номера, римские цифры - I, II, III, IV.
Да и трудно было бы датьэтимразделамназвания,настолькоонине
поддаются точному определению.
Но дело не только в отсутствии стройности.
Недостатокживойпедагогическоймыслиещесильнеесказывается в
характере подачи литературного материала.
Педагоги говорят, что хрестоматия -этотакнига,котораяпризвана
познакомить ребенка и подростка с русской литературой,должнапривитьему
любовь к ней.
Решают ли эту задачу книги, которые называются "Роднаяречь","Родная
литература"?
Лучших нашихпоэтовонидаютввесьмаограниченныхдозах,часто
вотрывках, да при этомещедаженеумеют"отрывать"какследует,без
нарушения ритма, без потери рифмы, а иной раз и смысла.
В книжке для I класса, давая детям в первыйразПушкина,составители
вырывают из "Сказки о мертвой царевне..."всего-навсегочетырестрочкио
яблочке, взяв подлежащее из предыдущейстроки.Получаетсялишеннаяритма
прозаическая строчка:"Оносокусладкогополно".Ноэтонискольконе
беспокоит авторов учебника. Ведь им нужны не стихи, аповоддлябеседыо
плодах и овощах.
В V классе, предлагая ребятам волнующую и трогательную повесть в стихах
"Мороз, Красный нос" Некрасова, составители с легким сердцем выбрасываютиз
второй части десять главок (с 19-й по 29-ю), а между тем в опущенных главках
так много строчек, вполне понятных и доступных детям. Да к тому же впоэме,
замечательнойпосвоемунарастающему лирическому напряжению, нельзя
безнаказанновыбрасыватьдесятокстроф.Безвсего предыдущего такая
поэтическая вершина одной из глав, как стихи: "Не ветер бушует над бором, не
с гор побежали ручьи", - перестает быть вершинойипревращаетсяпростов
риторическую фигуру.
Это похоже на то, как если бы с Исаакиясняликуполипоставилина
землю. Куполвенчаетздание,исмотретьнанегоследуетсизвестной
дистанции. Точно так же теряют свою силу изначительностьмногиеотрывки,
включенные в хрестоматию.
В учебнике русской литературы для VIII класса есть цитатаиз"Цыган".
Но составители ухитрились так процитировать Пушкина, что потеряли и рифмы, и
размер, и большую долю смысла.
Правда, на месте одного из пропусковпоставленомноготочие.Ноэтот
знак препинания ни вкакоймереневосстанавливаетниблагозвучия,ни
смысла. Вот как звучит эта цитата:
Два трупа перед ним лежали:
Убийцастрашен был лицом...
Когда же их закрыли
Последней горстию земной,
Он молча, медленно склонился
И с камня на траву свалился.
Очевидно, поэтическая прелестьпушкинскихстиховздесьнивкакой
степени не принимается во внимание.
Цитата беретсятолькодлятого,чтобыподтвердитьвывод,который
формулируется так: _"Убийство морально раздавило убийцу"_.
Можнопривестимножествопримеров,показывающих,какмало ценят
составители хрестоматий русскую поэзию. Им ничего не стоит крошить на мелкие
кусочкивеличайшихпоэтов прошлого и наших современников, давать
национальных поэтов в плохих переводах и помещать все вперемешку на однихи
тех же страницах. И даже тогда, когда составителипосвящаютПушкинуцелую
страницу или разворот, выбор стихов вызывает иной раз недоумение.
Поймут ли, или,вернее,почувствуютлиодиннадцати-двенадцатилетние
дети, ученики V класса, стихи семнадцатилетнего Пушкина-лицеиста, отрывок из
неоконченной поэмы "Сон", в котором встречаются такие строчки:
Драгой антик, прабабушкин чепец...
У Пушкина ли ненайтистихов,исполненных"пушкинской"простотыи
понятных русским детям?
Но выбор стихов обусловлен не вкусом, не любовью к поэзии,ажеланием
составителейдатьнарядус отрывком из романа Тынянова "Пушкин"
автобиографические стихи поэта. Это удобно для "проработки".
Вообще говоря, пригодность того или иного литературногоматериаладля
классныхзанятийслужит,по-видимому,главным критерием при выборе
художественных произведений. Этому принципу очень часто приносится вжертву
качество стихов и прозы.
Такая тенденция особенно заметна вкнигахдлямладшихклассов.Там
Пушкин - редкий гость. Очевидно, он не так удобен для занятий по схеме,как
стихотворцы менее знаменитые, а иной раз и совсем безымянные.
В первой книге"Роднойречи",гдеребятамдаетсяпредставлениео
домашнихживотных,естьтакиеласковые строчки, принадлежащие перу
неизвестного автора;
Шкуру чушечки дубят,
Ну, а мясо все едят.
В книгах для детей постарше таких перлов нет. Но и там зачастуюставят
на одну доскуПушкина,Майкова,Никитина[1],Грекова[2],Белоусова,
Аллегро и других поэтов самого разного времени, уровня и стиля.
Я не думаю, что хрестоматии должныотводитьместотолькокрупнейшим
поэтам. Напротив, следуетещеширеиспользоватьресурсыклассическойи
современной литературы.
Но нельзя же ставить рядом Пушкина,искажем,ГрековаилиАполлона
Коринфского [3].Нельзявырыватьизчудеснойпушкинскойсказкичетыре
строчки о яблочке только для того, чтобыпоместитьихмеждуизображением
яблони и басней "Садовник и сыновья" (I класс, "Родная речь", 146 стр.).Не
следует представлять детям Пушкина только как авторастиховподназванием
"Осень","Зима","Весна".Этосамыйверныйспособпоссоритьдетейс
Пушкиным. Даже в хрестоматии для IV класса издевятистихотворенийнашего
величайшего поэта пять посвящено временам года.Авмладшихклассахего
стихов почти нет, если не считать трех маленьких отрезков в Iклассе,трех
кусочков во II и четыре - в III.
Выбирая стихи, надо останавливать выбор на том, что могут оценить дети.
СкакойрадостьюучилибынаизустьшкольникиVVIклассовстихи
"Делибаш" или "Блеща средь полей широких, вот он льется. Здравствуй, Дон!"
"Обвал" Пушкина, "Спор" Лермонтовамоглибыстатьлюбимымистихами
ребятсдвенадцати-тринадцатилетнеговозраста.Асовременнаясоветская
литература - как она представлена в хрестоматиях? Крайне скудно и далеконе
в лучших образцах. Вы тщетно будете искать в книгахдлямладшихвозрастов
таких близких, таких любимыхписателей,какГайдариЛ.Пантелеев.Не
нашлось места на этих страницах БорисуЖиткову,М.Ильину.Амеждутем
именно у этих писателей можно найтитакмногопознавательногоматериала,
столько страниц о нашей стройке, о современной науке и технике.
Почему в книге для III класса есть "Путешествие по Саванне" ("по Одуэну
Дебрею") и нет рассказа об Индии Бориса Житкова, превосходного рассказа "Про
слона", в котором автору удалосьпоказатьдетямислона,итропический
пейзаж, и даже поработительную политику англичан в Индии?
Почему так мало Пришвина, Чарушина?
Есть стихи о тимуровцах, а самого "Тимура" и его автора нет!
Очевидно, весь этотживой,волнующийребятматериалневлезаетв
какую-то схему, основная цель которой -проработка.Живаяжизньиживая
литература не поддаются Этим скучным и бездарным схемам.
В книгах есть все революционные праздники, естьипоэтыреволюции-
такие, как Маяковский, но настоящего революционного духа в них нет.Попадая
в мирную и довольно затхлую атмосферухрестоматий,теряетсвойпламенный
пафосдажеМаяковский.Недаромонтакбоялсяхрестоматийиписалс
негодованием: "Навели хрестоматийный глянец!"
Значительная часть политического материала (сравнениедореволюционного
прошлогоснашейсовременностью) подается в таких примитивных и
назидательных сопоставлениях, что теряет всякую остроту и свежесть.
Рассудочное отношение составителей к художественным качествам
литературы сказывается особенно ярко и наглядно в такназываемомподсобном
"аппарате", которым снабжены рассказы и даже стихи.
В хрестоматии для VII классацелыестраницыотведеныписателям,их
портретам и литературным образцам. Но разве неотписка-большойпортрет
АлексеяКонстантиновичаТолстогоивсего-навсегодвачетверостишияиз
собрания его сочинений ("Край родной")?
Представление о Фете должны дать портрет длиннобородого человека идва
коротеньких лирических стихотворения - "Облаком волнистым..." и "Я пришелк
тебе с приветом...".
Не знаю, следует ли давать ученикам VII класса именно этистихиФета,
илиследовалобыихзаменитьдругимистихамитогожеавтора,более
доступными возрасту. Но не успела отзвучатьмузыкапоследнихстрокэтого
стихотворения:
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - нотолько песня зреет, -
как на сцену выходит учебно-педагогический конферансье.
"Покажите,чтослова"отовсюдунаменявесельемвеет" обобщают
впечатление от нарисованной в стихотворении картины".
Легкиеихрупкие стихи Фета не выдерживают тяжести такого
холодно-рассудочного заключения, от которого веет не весельем, а скукой.Да
и что это значит:"обобщатьвпечатлениеоткартины".Этонепонятнони
ребенку, ни взрослому.
В "Родной литературе" для V класса после пленительных строчекПушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
и т. д. -
мы слышим глубокомысленный, тяжеловесный вопрос человека в футляре:
"Чего достиг Пушкин противопоставлением двух различных картин?"
Видимо, ничего не достиг, если после его стиховможнозадаватьтакие
вопросы!
Носамоеубийственноепримечаниевэтойкнигеданоотрывку из
воспоминаний Горького о его детстве.
Ребята прочли этот отрывок. Они растроганы, взволнованы. А составитель,
не дав остыть первому впечатлению, скрипучим унылым голосом задает имтакую
задачу:
"Придумайте отдельные предложения соследующимисловами:_"унижение,
тревоги, печали, угрозы... восторг"_.
Скакимравнодушнымлегкомыслиемотносятсяавторыхрестоматии к
чувствам,которыетакдорогодосталисьГорькомуитакпотрясаютего
читателей.
Хочется сказать составителям:
Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
В той же "Родной литературе" для V класса рассказы истихичередуются
не только с упражнениями на слова "унижение" и "печали", но иснекоторыми
элементарными сведениями по теории литературы.
Это дело полезное и даже необходимое.
Но беда в том, что многие изсведенийданынестолькоэлементарно,
сколько неточно, приблизительно. Нельзя же считать удовлетворительнымтакое
определение эпитета:
"Прилагательные, которые обрисовывают предмет, называются эпитетами".
Развиваяэтоявно неудовлетворительное определение, составители
продолжают:
"Прилагательные,вызывающиеучитателя какое-либо чувство (!),
называютсяэпитетами,дажееслионинедают наглядного, картинного
изображения предмета... Не всегда прилагательное можно назватьэпитетом.В
такихвыражениях,как"железнаялопата"... прилагательное "железная"
эпитетом не будет".
Вряд ли у школьника V класса сложится наоснованииэтогоопределения
отчетливое понятие о том, что такое поэтический эпитет.Вовсякомслучае,
трудно поручиться, что, прочитав стихи Николая Тихоновао"железныхночах
Ленинграда" [4], школьникпойметчтовданномконтекстеприлагательное
"железный" приобретает права эпитета, которых у него не было в применениик
слову "лопата".
Дело в том, чтовсеподобныетеоретическиесведенияиопределения
становятся ясными, понятными и дажеинтереснымитолькотогда,когдаони
даются на основании живых наблюдений над большим количествомразнообразного
литературного материала. Вот если бы ребята почувствовали различныеоттенки
эпитетов тургеневских, пушкинских, лермонтовских, если бы ихпоразилсвоей
свежестью и смелостью какой-нибудь эпитет Тютчева илиГоголя,-вероятно,
они бы навсегда усвоили себе, какое значение имеетэтакрасканапалитре
художника. Да и сами научилисьбысознательнопользоватьсяэпитетомкак
средством живой, выразительной речи.
То же относится и кизучениюстихотворныхразмеров.Почему-топять
основных размеров стихосложения разбиты на целыхдвагода.Почемунена
пять? По размеру в год!
В одном классе изучают ямб и хорей, в другом -дактиль,амфибрахийи
анапест.
Безбольшогоколичестваматериала,безживыхпримеровтого,как
разнообразно может звучать один и тот же размер в различных обстоятельствах,
- это формалистическое обучение, утомительнаяинапраснаятратавремени.
Если ребята и поймут, что такоеямбичтотакоехорей,ониэтоскоро
забудут. Нельзя бесстрастно изучать теорию стихосложения. Или произойдет то,
о чем говорит Пушкин:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить[5].
Впрочем, составители "Родной литературы" для V класса пытаются иной раз
говоритьязыкомлитературоведов,ноони забывают, что при оценке
произведений литературы требуется хоть элементарная грамотность.
К примеру, составители спрашивают у школьника: "Какиезвукиикраски
ранней осени рисует Шолохов?" (стр. 42).
Можно ли "рисовать краски"?
Какое небрежное и неверное словоупотребление!
Все это как будто частности. Новискусствечастности,каквсегда,
решают дело.
Какой же вывод отсюда?
Мне кажется, что весь"подсобный"материалнадовыделитьвособое
приложение к хрестоматии или, еще лучше, в отдельнуюкнигуиликнигидля
учителя. В этих книгах должен заключаться хороший и надежныйкомментарийк
текстам, выдержкиизлучшихкритическихстатей,даицелыестатьио
художественном произведении, подлежащем анализу.Намойвзгляд,былабы
оченьполезназаписьнаиболее интересных и содержательных уроков,
проведенных талантливейшими педагогами нашей страны.Этизаписимоглибы
подсказать молодому учителю те меткие вопросыитактичные,умныезадачи,
которые не мешают, а помогают изучать художественное произведение.
Длятогочтобыучебникиобогатилисьбиографиями и критическими
очерками, дающими представление о творчестве писателей,УчпедгизиДетгиз
должны позаботиться об этом заблаговременно, не возлагая эту труднуюзадачу
целиком на плечи составителей учебников. Только тогда биографии - даже самые
краткие - будут достойны имен, которым они посвящены, когдакаждаяизних
будет предметом бережного труда автора, редактора, издателя.
Это же относится и к жизнеописаниям политических деятелей,художников,
изобретателей, ученых.
И даже больше, даже шире. Подобно тому, как редакции журналовигазет
заблаговременнозаказывают наиболее ответственные очерки и статьи
специалистам,такиУчебно-педагогическоеиздательство может вовремя
подыскать для каждой темы самыхподходящихлюдей.Итогдаунасбудут
образцовые очерки о нашей родине, о колхозах, о заводах,олюдях,которые
изо дня в день совершают небывалые дела.
Этим способом вернее всегоборотьсяслюбительщиной,самодельщиной,
заполняющей учебники для младших возрастов.
Даипомимозаказовнадоширеи смелее пользоваться лучшими
достижениями нашей литературы для взрослых и для детей.Надопо-настоящему
любить ее, а не только обращаться к ней в узкоутилитарных целях.
|