Крым, Ялта, санаторий "Нижняя Ореанда", 30 мая 1963 г.
Мой дорогой Яшенька,
Я был очень рад получить от тебя письмо [1].Думаю,чтонамследует
почаще общаться друг с другом,говоритьподушамилипереписываться.В
Москве мы оба очень заняты и потому встречаемся редко.
По-моему, тебесейчаснадосделатьвсеоттебязависящее,чтобы
преодолеть то предубеждение, котороеотчастипотвоейвине,отчасти"и
независимо от твоего поведения создалось в школе. Ты прав в том, чтобольше
винишь за это не учителей, а себясамого.Сэтоговсегданадоначинать
оценку своего положения в обществе. И то, чтоты,потвоемусобственному
утверждению,небылсобой,аигралкакую-тороль,думая больше о
впечатлении, которое ты производишь на своихтоварищейпоклассу,чемо
деле, и создало ту путаницу, из которой теперь - накануне окончания школы-
ты должен найти выход. Но я верю в твои способности и в твои силы.
Начнемствоихнеуспеховвзанятиях по литературе. О какой
"безграмотности" говорит твой преподаватель? Неужели тыделаешь
грамматические ошибки? Думаю, что дело не в этом. Ачтокасаетсянеумения
выражать свои мысли, то этимстрадаетбольшинствонашеймолодежи.Очень
немногие развивают эту способность писанием писем, систематическимведением
дневников, внимательным, вдумчивым чтениемлучшихобразцовхудожественной
литературы и статей такихкритиков,какБелинский,Добролюбов,Писарев,
пушкинской прозы (включая его исторические очерки о Пугачеве, оПетре,его
заметки о литературе и письма), прозы Лермонтова,блестящейпрозыГерцена
("Былоеидумы"),Чернышевскогоидругих.Втвоемвозрастеячитал
Плеханова, Ленина. Я называю здесь очень много авторов, - всего неодолеешь
сразу, но нужно постепенно развивать в себе привычку к серьезному чтению - и
не только беллетристики, хоть и ее надо читать и перечитывать по меретого,
как ты становишься старше и сознательнее. Конечно, нетаклегкосовмещать
чтение со школьными предметами. Да и для прогулок и развлечений нужно время.
И все же люди, у которых были духовные запросы, умели все это совмещать.
Твоим школьным занятиям взначительнойстепенипомешалиболезни.В
школе должны это знать и учитывать. Ведьвот,например,твояучительница
математики оценила то, что ты не отстал по ее предмету, несмотря на то,что
долго находился в больнице.
Очень рад, что ты попытаешься "реабилитировать" себя и по Горькому, как
это тебе удалось в отношении Чехова.
Не знаю, что за человек твой классныйруководитель.Нонадеюсь,что
искренний и серьезный разговор с ним позволит ему понять умомисердцеми
причины твоего отставания по некоторым предметам (главным образомболезнь),
и твою решимость наверстать упущенное.
Больше всего меня радует в твоем письме то, что яслышувнем-по
пушкинскому выражению - "речь не мальчика, но мужа".
Желаю тебе,мойдорогой,решительныхизаметныхуспеховвтвоих
школьных делах. Главное зависит от умения умноирациональнораспределить
свое время. И работать не порывами, а спокойно и систематично.
Крепко целую тебя и очень люблю.
Твой С. Маршак
1 Ответ на письмо внука поэта - десятиклассника,которыйрассказалв
нем о своих школьных делах.
|