Москва, 13 мая 1963 г.
Дорогая Альбина,
Сердечно благодарю Вас за привет и поздравление.
Как Вы сами понимаете, ответить на вопрос, поставленный Вамивписьме
[1], очень трудно. Могу только высказать здесь основные свои соображения.
С детской литературой надо знакомитьстудентовкаксискусством.А
искусствовоспринимаетсяпреждевсегоэмоционально.Поэтому,говоряо
каком-нибудь поэте или прозаике, надо начинать счтениявслухстиховили
прозы(целикомиливотрывках).Эточтениедолжнопривлечьвнимание
слушателей не только к содержанию читаемого, но и к форме, к ритму, к звуку.
Нужно самой себе ответить на вопрос, чем привлекаетВастоилииное
произведение,чем объясняется его запоминаемость, чем достигается
целостность формы.
Детей хорошая книжка учит чувствовать, мыслить, да и просто - говорить.
Вот Вам один из критериев оценки книги.
Проследите, какой юмор больше всего доходит до ребят, какие образы.
Для того чтобы с увлечением преподавать литературу, нужно по-настоящему
увлечься ею. Ни в коем случае не надо подходить к литературе утилитарно, как
к педагогической иллюстрации. При таком подходе стирается все различие между
авторами. А ведь лучшие писатели так не похожи друг на друга.
Моральные и другие выводынадоделатьвместесослушателем.Вывод
долженбытьнепосредственным,эмоциональным,анерассудочным.Нельзя
убивать прозаическими рассуждениями поэзию, которуюВынаходитевкнигах
лучших писателей.
Мнекажется,чтоВамследовало бы параллельно с работой в
педагогическом институте вести занятия с самими детьми. Думаю, чтоеслиВы
будете знакомить детей с литературой, итутнезабываяобэмоциональном
начале,-непосредственно,весело,судовольствием,-этодаст Вам
богатейший материал.
Вот и все, что я могу Вам посоветовать.
От души желаю Вам успеха.
Ваш С. Маршак
1 В письме от 4 мая 1963 года А. Н. Белянина (Кемерово),преподаватель
детской литературывпединституте,просилапосоветовать,каклучшеей
преподавать любимый ею предмет.
|