Главная arrow Письма Маршака arrow Все письма arrow Самуил Маршак - 295. всероссийскому съезду учителей

Самуил Маршак - 295. всероссийскому съезду учителей

 
 (Барвиха, начало июля 1960 г.) 

 Привет Вам, дорогие товарищи учителя! 
 В эти памятные дни, когда в Москве работает вашсъезд,вниманиевсей 
 нашей страны обращено к вам. 
 Вашамноготысячнаяармия-великаясила.Вамродители уступают 
 значительную долю своих прав на воспитаниеребенка.Квамвшколудети 
 приходятвтомвозрасте,когдахарактерребенкатаклегкоподдается 
 воздействию умного и чуткоговоспитателя.Можносказать,чтоименновы 
 формируете наше будущее. 
 Но для того, чтобы вести других, надо исамомунестоятьнаместе. 
 Учителю надо знать гораздо больше того, что он отдает ученикам. 
 Во время Яснополянской школы Лев Толстой говорил, что длятого,чтобы 
 преподавать вмладшихклассахарифметику,учительдолжензнатьвысшую 
 математику. Познания преподавателя истории будут далеко не достаточны,если 
 они окажутся немногим больше того, что содержится в школьных учебниках. 
 Но дело не только в знаниях. Прежде всего учителю нужна любовь к своему 
 предмету. Опыт показал, что наибольшее число математиковвыходитизшкол, 
 где преподают не только знающие, но и влюбленные в математикулюди.Тоже 
 можносказатьопреподаваниилитературы* Спросите наших выдающихся 
 писателей, и они скажут вам, что любовь к родному языку и литературепривил 
 им учитель, сельский или городской. 
 Отвоспитателя зависит и такое важное дело, как развитие 
 художественного вкуса его питомцев. Я знаю, что у большинства наших учителей 
 не слишком-то много свободного времени. И все же они должны находитьвремя, 
 чтобы развивать свой собственный художественный вкус.Толькопо-настоящему 
 оценив и полюбив литературу, преподаватель имеет право говорить сучениками 
 о творчестве порта или прозаика. 
 Чтоможетсказатьокомпозиторечеловек,лишенныйслуха и не 
 понимающий, не любящий музыки?Равнодушныйпреподавательсловесности,не 
 испытывающий ни малейшего восторга при чтениилучшихпоэтическихстраниц, 
 способен убить в ребятах всякий интерес к художественной литература. 
 Зазубривание отрывков из Пушкина (чаще всего о природе) вырабатываету 
 ребят как бы некий иммунитет к стихам нашеговеличайшегопоэта.Помню,я 
 как-то читал Пушкина вслух знакомому школьнику. Онслушалнеизвестныеему 
 стихи с напряженным вниманием. Но стоило мне прочесть строчки: 

 Мчатся тучи, вьются тучи; 
 Невидимкою луна... - 

 как мой юный слушатель запротестовал: - Ох, не надо!.. 
 Очевидно, это прекрасное стихотворение потеряло всюсвоюпрелестьна 
 тех уроках, где его читали бесконечное число раз. И не только читали,нои 
 разъясняли, то есть "прорабатывали". 
 Отдельные,вырванныеизклассическихстихов строфы и строчки, 
 напечатанные в учебных книгах для чтения, часто теряютрифмы,стихотворный 
 размер, а иной раз и большую часть смысла. 
 Мне кажется, что учителя вправе потребовать от Министерства просвещения 
 и Учпедгиза хороших учебных книг по родному языку и литературе. 
 У нас есть известные и любимыедетскиекниги.Порасоздатьлюбимые 
 учебники. 
 И, пожалуй, не меньше нужнышколекниги,помогающиеучителю,такие 
 книги, где были бы статьи лучших педагогов, литературоведов и критиков,где 
 молодой учитель мог бы найти записи лучших уроков, проведенныхталантливыми 
 и опытными преподавателями. 
 Дорогие друзья, мы должны помнить, что учителя и писатели водинаковой 
 мере служат великому делу воспитания. Наши встречи сваминедолжныбыть 
 редкими и случайными. Пишите нам со всехконцовстраны,пишитезапросто, 
 по-дружески о вашем житье-бытье, о работе, о разных событияхиэпизодахв 
 жизни школы. Такие письма не толькомогутдатьнам,литераторам,ценный 
 материал, но и по-настоящему свяжут нас со школой. 
 Я очень жалею, что болезнь помешала мне быть сегоднясвами.Вэтом 
 письме я попытался высказать кое-какие мысли, которые накопились у менякак 
 у литератора, более сорока лет связанного с читателями-детьми.Вероятно,о 
 многом из того, о чем я пишу здесь, вы думали и сами. 
 И все же я не могудержатьсяотжеланияподелитьсясвамисвоими 
 раздумьями. 
 Желаю вам, товарищи, здоровья, успехов и неугасающего вдохновения.Оно 
 одинаково необходимо в нашем и вашем деле. 

 С. Маршак 

 Печатается по тексту "Литературной газеты", 1960, Э81,9июля,где 
 было напечатано под редакционным названием "Учитель и писатель - соратники". 
 Обращение к съезду было зачитано на заседании 8 июля. 
 

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru