Москва, 26 октября 1959 г.
Дорогой Арон Моисеевич,
Мне очень жаль, чтомоякрайняязанятостьиболезньпомешалимне
вовремя ответить Вам [1].
Стихи Ваши я давно прочел, а теперь перечитал их заново. Несомненно,у
Вас есть какое-то настоящее поэтическое чувство. Но,очевидно,Вашажизнь
сложилась так, что у Вас не было времени как следует работать над собой.
В стихах Ваших попадаются очень хорошие строчки и строфы, но почтинет
целого стихотворения, свободного от безвкусицы. Пожалуй, лучшевсегостихи
"Я отбилась, отстала от стаи...". Это стихотворение, как видно,вылилосьу
Вас из души, и поэтому оно крепче и естественнее других. Уже в самом начале,
в первой строке, чувствуется какая-то энергия. Но и в этих стихахследовало
бы исправить строчку "Иль сожмуся в холодный комок".Этаглагольнаяформа
устарела, хотя она еще употребительна на Юге.Мычащеговорим"сожмусь".
Поэтому кажется, что Вы пользуетесь формой "сожмуся" только для того,чтобы
выдержать размер.
Очень хорошоначинаетсястихотворение"Картуз".Ноужевовтором
четверостишье слова слипаются:
...в глубокий, темный трюм свой груз...
Неплохое стихотворение "Песня тайги", но и внемтретьястрочкабез
надобности отяжелена громоздким словом "близлежащий".
Обратите внимание и на звучаниепервойстрокивторогочетверостишия
("Привелось с наслаждением услышать"). Да и не очень естественно звучитэта
фраза. Совершенно рассыпается стих:
Не чувство удовлетворения...
Безвкусными кажутся мне стихи "Забеременеть от женщины".
Нельзя рифмовать "гири" и "пассажиры" ("Этот бред, Эти мысли гири...").
Приходится читать либо "гиры", либо "пассажири".
У Вас не раз встречается слово "мещанский". Но как Вы не слышите, что в
классическом стихотворномразмере,пригодномдляроманса,оченьнелепо
звучат строки:
И в мещанском моем окружении
Я душой не живу, а сплю.
Читая Ваши стихи, я много думал о том, у каких поэтов, на какихстихах
Вы учились. Иной раз мне казалось, чтовВашихстихахзаметнонекоторое
влияние Баратынского, Тютчева, Гейне. Но если бы Вычиталиэтихидругих
лучших поэтов достаточно пристально и вдумчиво,Выдолжныбылинастолько
развить свой вкус, чтобы не допускатьлегковесныхстрочек,совершенноне
соответствующих своему содержанию, вроде:
И в мещанском моем окружении
Я душой не живу, а сплю.
Пишу я Вам это отнюдь не для того, чтобы огорчить Вас илиобидеть.Но
то хорошее, что я почувствовал в Ваших стихах,заставиломеняпожалетьо
том, что Вы не избавились от некоторой словесной неряшливости,свойственной
любителям, и не усвоили той высокой культуры стиха, которую Вы можетенайти
в лучших образцах русской и мировой поэзии. Но, вероятно, неВыповинныв
этом> а обстоятельства Вашей жизни.
Не знаю, можете ли Вы в Вашем возрасте статьпрофессиональнымпоэтом.
Но стихи пишите, - по всей видимости, Вы и не можете не писать.Ипобольше
читайте хороших поэтов, от Пушкина иБаратынскогодоБлока,Маяковского,
Есенина и Твардовского.
Поэт питается из двух источников:одинизних--жизнь,другой-
поэзия.
Не знаю, много ли пользы принесет Вам мое письмо. Отвсейдушижелаю
Вам здоровья и поэтических радостей. Жму руку.
Искренне уважающий Вас
С. Маршак
1 А. М. Боярский (Одесса), рабочий завода имениЯнварскоговосстания,
прислал на отзыв ряд своих стихотворений.
|