Москва, 16 апреля 1958 г.
Многоуважаемая Зииаида Дмитриевна,
Я внимательно прочел присланные Вами стихи [1].
На мой взгляд, лучше других "Снегирь" и "Осень".
Вы хорошо чувствуете и умеетенаблюдатьприроду,владеетечистыми
живым языком.
Хотелось бы только посоветоватьВамизбегатьнекотороймонотонности
стихотворных размеров. Ведьодинитотжеразмерможетзвучатьочень
разнообразно в зависимости от интонаций. Часто эта монотонность вызывается у
Вас тем, что Вы злоупотребляете женской рифмой, не чередуя ее с мужской.
Иной раз Вы строите строфу механически - безовсякихоттенковживого
голоса:
Покачал в лесу травинку,
На травинке жук сидел,
Жук потрогал ножкой спинку,
Полетел и загудел.
Пожалуй, только в последней строчке можно уловить более или менее живую
интонацию. Все остальное звучит, как рубленая проза. К тому жесловатои
дело слипаются одно с другим,
Получается:
На травинке жук сидел.
Или:
Жук потрогал ножкой спинку.
Надо заботиться о том, чтобы короткие, односложпые слова не прилипали к
другим. Все слова должны звучать раздельно ичетко.ОбэтомВамследует
серьезно позаботиться.
Сочиняйте стихи не про себя,авслух,стараясьдобитьсяполногои
четкого звучания каждой строчки. Слова недолжныбытьсмяты,скомканыв
строфе. А строфа должна соответствовать живым интонациям Вашего голоса.
Пишите смело,новтожевремябережно.Оченьтрудноподдаются
исправлению те промахи и огрехи, которые получаютсявпроцессенебрежного
писания.
Избегайте банальности.Рядомсостихами,вкоторыевложеныживые
наблюдения, у Вас нередко попадаются и шаблонные строчки, общие места.
Лучшие народные песенки, пословицы,загадкиполучилисьврезультате
строгого отбора, которому подвергалихавтор-исполнитель-тоестьсам
народ. Каждый из нас должен так же подвергать строгому отбору свои строчки и
строфы. Каждый из нас должен не переставая учиться у Пушкина,Баратынского,
Лермонтова, как бы открывая их для себя заново.
ВюностиВыврядлиобращаливниманиенаживость,разнообразие
интонаций, раздельное и полное звучание каждого слова впушкинскихстихах.
Перечтите хотя бы стихотворение "Зимнее утро":
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись...
.................................
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь...
Все стихотворение написано одним размером, амеждутемкакоевних
богатство оттенков и настроений.
К детским стихам мы должны предъявлять не менее строгие требования, чем
к стихам для взрослых.
Очень трудно давать советы и отзывы на расстоянии. Но я буду рад,если
что-нибудь из того, о чемяпишуздесь,Вамвхотькакой-нибудьмере
пригодится.
Если Вы хотите, я предложу "Снегиря" и"Осень"издающемусявМоскве
детскому календарю [2]. Но позвольте мне слегка отредактировать эти стихи.
Желаю Вам успеха в работе.
С искренним приветом.
С. Маршак
Печатается по машинописной копии.
1 Вместе с письмом от 4 марта 1958 года З. Д. Федоровская (г. Владимир)
прислала девять стихотворений из цикла "Родная природа";спрашивалапоэта,
стоит ли ей работать над стихотворениями.
2 Стихотворение З. Д. Федоровской "Снегирь" было напечатано в календаре
для школьников в 1960 году.
|