Москва, 1 августа 1957 г.
Многоуважаемая Любовь Львовна,
Ваше письмо и рукопись [1] были получены еще весной, когда янаходился
в санатории"Барвиха".Всювеснуилетояпроболел,ипоэтомумоим
многочисленным корреспондентам отвечал за меня мойлитературныйсекретарь,
Владимир Иосифович Глоцер.
Он не только прочитал Ваши сказки, ноипорекомендовалоднуизних
редакции Московского радио. Ему обещали использовать Вашу сказку "Хвастливое
перышко", но, кажется, до сих пор в радиопередачи не включили.
Я все еще болен. Однако, по мере сил,пытаюсьотвечатьнаписьмаи
рукописи, которые получаю чуть ли не с каждой почтой.
Постараюсь и Вам ответить по существу, хотьиВысамипредставляете
себе, как трудно давать советы автору, не видя егопередсобой,незная,
доходят ли до него замечания, высказанные в письме.
Мне кажется, что Вы человек способный. Вы владеетесловом,нелишены
юмора и той причудливой выдумки, которая нужна автору сказок.
Меняглубокотрогаетстойкость,которуюВыпроявляетевработе,
преодолевая свои недуги.
Именно поэтому мне не хотелось бы ограничиться воценкеВашихсказок
общими словами, не приносящими никакой пользы автору.
Но как помочь Вам на расстоянии,какдобитьсятого,чтобыВысами
осознали, чего Вам не хватает и как Вам работатьвдальнейшем?Будурад,
если мое письмо хоть в малой степени покажет Вам, в какомнаправлениинадо
идти, чтобы овладеть профессиональным мастерством, а нетолько"игратьпо
слуху", как это делают многие начинающие музыканты и молодые
авторы-литераторы.
Сказка - в не меньшейстепени,чемрассказ,повестьилироман,-
нуждается в хорошо обдуманном и прочувствованном, крепкослаженномсюжете;
ее герои должны бытьдостаточнохарактерными,убедительными,жизненными.
Когда такой правдоподобный, наделенный живыми чертами персонаж-будьэто
человек,животноеилидажеочеловеченный предмет (как, напр(имер),
игрушечный солдатик из андерсеновской сказки) - ивсамомделеполучается,
автор уже не властен распоряжаться им по своему произволу. Этот персонаж как
бы сам определяет линию своего поведения, не позволяяавторуобращатьсяс
ним слишком легко, как с бумажным человечком.
Такие живые образы автор должен подолгу и с удовольствием вынашиватьв
своем воображении, обогащая их и собственнойвыдумкой,иметкимиострыми
наблюдениями, почерпнутыми из реальной жизни.
Так постепенно создается у автора свой особый,дорогойемусказочный
мир, вырабатывается стиль, характерный, своеобразный, присущий только ему, -
то, что называется "писательским почерком".
Я не хочу запугать Вас сложностью задачи. Работая над собой, надсвоим
стилем, писатель - особенно автор сказки - должен оставаться простодушными
непосредственным, как дети.
Читайте лучшие образцы народных сказок -русскихидр.,-изучайте
внимательно сказки таких тонких и глубоких художников, как Андерсен,Перро,
Топелиус, Лабулле, - и в то же время оставайтесь собой.
Вам удается иной раз неплохо задумать причудливыйсказочныйперсонаж,
вроде Топ-Топыча или Свинтуса, ноВынедаетеэтимперсонажамдозреть,
приобрести достаточно характерные черты, чтобы они - эти действующие лица-
могли по-настоящему жить настраницахсказки.Инетолькожить,нои
подсказывать автору подходящий для них сюжет.
Сказка может сближать собою самые далекие друг от друга вещи,людейи
животных. Однако итутестьграницыправдоподобия,которыенеследует
нарушать.
Какое дело, скажем,ВашейптичкеФьюитьдопятерокичетверокв
ученических дневниках? Почемуэтаптичкатакстрастножелает,чтобыв
дневниках были только пятерки?
Ведьисказкатребуетжизненностииубедительностиположений и
характеров. Даже в одной из лучших Ваших сказок "Хвастливое перо"сюжетне
вытекает из характера главного действующего лица. Посадить в тетрадикляксу
или сломаться могло ведь и перо, не отличающееся хвастливостью.Некажется
ли Вам, чтоонолучшепроявилобыосновнуючертусвоегохарактера-
хвастливость, если бы, например, выводило на бумаге щеголеватыеросчеркии
Завитушки, которыетолькопортятученическийпочеркивконцеконцов
сломалось бы на самой мудреной завитушке. Я отнюдь ненавязываюВамтакое
решение, а привожу его только для иллюстрации своей мысли.
Иной раз Вы грешите обилием уменьшительных имен илитакимиэпитетами,
как "чудесный", "прекрасный", "красивый",аэтопридаетсказкеизлишнюю
слащавость.
А подчас Вы пользуетесьслишкомпрозаичнымииликнижнымиоборотами
речи, например: "Рябинка... шумела своей листвой в такт птичьему пению".
Всякое настоящее искусство -нелегкоеделоитребуетотчеловека,
который хочет им овладеть, большого, упорного и долгого труда. Этознаюти
серьезные музыканты, и художники, и балерины.
Многие полагают, что написать сказку проще илегче,чемповестьили
поэму. Но это не так. При всей своей кажущейся простотесказка-одиниз
самых тонких литературных жанров.
В ней должно быть на счету каждое слово. Развивайте свой вкусислух,
внимательно - по-взрослому, а не так, как мы читаливюности,-читаяи
перечитывая лучшие страницы поэзии и прозы.
Я знаю, что болезнь - серьезная и труднопреодолимаяпомехавВашей
работе. И все же самые дружеские чувства заставляют меня относиться кВашим
сказкам не снисходительно, а с настоящей требовательностью,
Буду рад всякому Вашему успеху инадеюсь,чтовследующийразмне
удастся скорее ответить Вам, если Вы захотите прислать мне что-нибудь новое.
Крепко жму руку и желаю здоровья.
С. Маршак
Печатается по рукописной копии.
1 Л. Л. Бунова (Херсон) с письмом от 9марта1957годаприслалана
отзыв сказки "Приключения Топ-Топыча и его друзей","Рябинка","Хвастливое
перо" и рассказ "О непослушном мальчике".
|