Москва, 15 мая 1957 г.
Благодарю, милый Семен Александрович, за Гете [1]. Когда держит в руках
хорошо изданную книгу любитель полиграфии, его объемлет загадочноечувство,
сходное с плотоядным наслаждением. Такогородачувствоохватилоименя,
когда я качал на ладони Гете, трудами Вашими и Ваших помощников появившегося
на свет божий. Стало быть - могу судитьхотябыпомоимпереживаниям-
книга, в целом, удалась. Хорош обрез, формат, форзац, тон переплета,хороша
идея вкладышей без полей, невозражаюпротившрифтов.Книгасделанасо
вкусом и, вместе с тем, без роскошиголливудской.Вовсякомслучае,тот
художественный редактор, который болел этой книгой, заслуживаетчестибыть
на странице 300 [2]. (Кстати, почему этого нет?)
Теперь позвольте сделать ряд замечаний. Как всякие замечания, они имеют
ценулишьпостольку,посколькуихпринимаютвовниманиедлябудущих
"совершений".
Первое замечание: Рисунки. У Свешникова есть чувство стиля, ноунего
нет чувства "размера", а отсюда-ошибкивперспективе.Вот,например,
рисунок к стр. 40. Если поставить на ноги художника (Вертера), сидящегопод
деревом, то рост его будет равен3/4высотыздания-некийГулливерв
какой-то неведомой стране. Такая же несуразица и в рис. на стр.216.Замок
на скале должен быть очень далеко, чтобы Вертер в синем кафтанебылростом
соскалу,азамок-тосовсемблизко...Тожеотсутствие перспективы
(правильной) и на рис. к стр. 176. Вся левая сторона горы, на которойстоит
Вертер, лежит на крышах домов, каковые, по-видимому, находятсявдолине...
Далее: для того чтобы фигуры на стене были великаньими, надо источниксвета
поставить на пол слева (чего, конечно, не может быть); да итосомневаюсь,
чтобы тени были такого размера...
Лица у всех героевСвешникованачистолишеныиндивидуальностичерт
(размер рисунков,конечно,неиграетникакойроли:вспомнитехотябы
миниатюрные "личинки" английских иллюстраторов Диккенса). Свешниковуудался
рисунок - фронтиспис и композиция заставок на стр. 146.
Что касается художника Носкова, то явная его ошибка - золотом миниатюра
на переплете. Золото очень коварный материал! Разгадать замысел Носкованет
возможности. По-видимому, где-то вдали нефтяныевышки,анаверхумостс
перекрытиями. А что намазано золотом посредине - понятьрешительнонельзя.
Эта миниатюра (с неизвестным сюжетом) не для золотого тиснения...
Каквсегда,унасинатакихлюбовно сделанных книгах есть
полиграфические пятна. Например,сшивка-уровеньдвухсмежныхстраниц
84-85. И, как всегда бывает, - просчет в ширине корешка: как я ни хлопаюпо
книжке, верхняя крышка приподнимается. Тут винане"сырых"материалов,а
расчетов... (У меня много-много книг западных, ко ни одна крышка нанихне
лезет к звездам. Вот об этом мы должны помнить.)
Супер мог быть острее. Шрифт "страдания" не вяжетсясготикойшрифта
"Вертера". Вот, кажется, все! (...)
ЕщеразблагодарюВас,СеменАлександрович,задоставленноемне
удовольствие. Жму руку.
С. Маршак
1 Письмо к заместителю директора Гослитиздата С. А. Ляндресу поповоду
присланного им экземплярахудожественно-иллюстрированногоиздания:Иоганн
Вольфганг Гете, Страдания юного Вертера,иллюстрациихуд.Б.Свешникова,
суперобложка, переплет и титул В. Носкова, Гослитиздат, М. 1957.
2 На этой странице были напечатаны выходные данные книги.
|