Москва, <20 мая 1946 г.>
Дорогой товарищ Левитин,
К сожалению, я так занят, что не мог ответить Вам сразу [1].
Стихи Ваши я внимательно прочел. Полагаю, что у Васестьлитературные
способности, но для того, чтобы добиться профессионального умения,придется
еще немало поработать. Впрочем, процесс этой работы сам по себе доставит Вам
много удовлетворения и радости, если только Вы найдетевозможностьтратить
на это столько времени и сил, сколько потребуется.
Прежде всего надо выяснить, какой жанр литературы -прозаилистихи,
рассказы или сказки, очерки или повести, стихи для детей или для взрослых-
большевсегосоответствуетВашимспособностямидаетВамвозможность
проявить свои мысли, чувства,жизненныйопытинаблюдения.Вопросэтот
решить - не так просто. Жалко, что я не видел Вашей прозы и не знаю, чтоВы
еще пробовали писать.
В Ваших стихах для маленьких детей есть и хорошее и плохое.
В некоторых Ваших стихах есть живые строки, естественные поинтонации,
энергичные по размеру.
Например:
Лишь одна
Дорога к бору -
Раньше псов
Забраться в гору.
Или такая концовка:
Он свернулся,
Как клубок,
Вниз скатился
И - в лесок!
(Однако "как клубок"нехорошопотому,чтостолкновениедвух"К"
неблагозвучно. Этого следовало бы избежать.)
В начале стихотворения "Пчелка" первоечетверостишиехорошослажено.
Вам не пришлось ломать фразу, чтобы вместить ее в стихотворнуюстрофу.Это
неплохое начало для маленького рассказа в стихах.
Но во второй же строфе Вы нарушаетелад,переходяотдактилической,
трехсложной рифмы (хол-ми-ке - до-ми-ке) к женской, двухсложной(забо-ты-
со-ты). А дальше - в седьмой строфе-Высовсемменяетеразмер("Сядет
плавно и легонько")..
Менятьразмервнутристихотворенияможно.Ноэтоследуетделать
сознательно, когда этого почему-либо требует содержание, тоестькогдапо
ходу дела нужно передать ускорениеилизамедлениедействия.Крометого,
такие переходы должныбытьмузыкальны.Посмотритепеснюрыбкивпоэме
"Мцыри" Лермонтова. Этой песне предшествует другой стихотворный ритм. Но как
радует слух этот неожиданный и в то же время естественный переход.
Но самоеглавное,очемяхотелбысказатьВам,заключаетсяв
следующем.
Даже самые простые стихи для самых маленьких ребят недолжнысостоять
из "общих мест", то есть из материала, всем известного до Вас и безВас.В
каждуюпростейшуюпесенкунадовложитьчастицусебя:что-то,чтоВы
по-настоящему любите, помните, хорошо заметили, что стало для Вас дорогим.
А если шутка, прибаутка, - тоонадолжнабытьтакая,чтобыавтору
самому было от нее весело и смешно.
Если в Ленинграде есть кому о Вас позаботиться (Союз писателей,Детгиз
или хотя бы та же"Ленинградскаяправда"),-пустьраздобудутдляВас
побольше книг. Познакомьтесь с народной детской поэзией. Лучшевсего,если
для Вас достанут в Публичной библиотеке или в другой (напр(имер), в Академии
наук) сборничек народных песенок Бессонова [2]. Читайте поэтов -нетолько
детских и не только современных. Поэту, который пишет для детей,необходимо
развить вкус, овладеть настоящиммастерством.ЧитайтеужеизвестныхВам
поэтов (таких, как Пушкин, Баратынский, Тютчев,Некрасов,Фет,Блок),но
читайте заново, вникая в строй их мысли и ритма.
То же относится и к прозе. Прозу Лермонтова, Гоголя,Чехова,Лескова,
Толстого Вам следует не только перечесть, ноиобдуматьсамымтщательным
образом.
Мне, конечно, трудно давать Вам советы. Я не знаю Вашихобстоятельств,
а потому не знаю, насколько все Это для Вас осуществимо.
На всякий случай я говорил о Вас вздешнемДетгизеипросил,чтобы
директор (т. Дубровина) поручил Ленинградскому отделению Детгиза
позаботиться о Вас. Там есть хорошие, достойные люди.
Я думаю, что, несмотря на Вашу молодость, Выуспелинакопитьбогатый
жизненный опыт, большой запас впечатлений, наблюдений и чувств. Все этоВам
пригодится в литературной работе. В. этом смысле песенки для самых маленьких
представляют собою не слишком емкую, не слишком вместительнуюформу.Яне
мог познакомиться с Вами, каксчеловеком,толькопоВашимпесенкамо
зайцах. Даже, простое письмо Ваше, приложенное к стихам, сказало мнеоВас
гораздо больше. А ведь художественное произведение должно говорить об авторе
его больше, чем обыкновенное письмо.
Может быть, когда Вы добьетесь настоящего мастерства,Выокажетесьв
состоянии проявлять свою индивидуальность, характер, вкус,своичувстваи
наблюдения даже в стихах для детей, в стихах о зайцах и дерущихся петухах.
Пока же Вам следует брать темы, которые Вас больше трогают или волнуют.
А форму ищите такую, где Вы будете себя чувствовать свободнее. Если захотите
мне прислать еще что-нибудь, пришлите - я прочитаю. Желаю Вам бодрости,сил
и удачи.
С. Маршак
1 И. М. Левитин (Ленинград), инвалид Отечественной войны, прислал стихи
для детей на просмотр С. Я. Маршаку; в письме (без даты) рассказалосвоей
судьбе.
2 Сборник русского литературоведа-слависта П. А. Бессонова(1828-1898)
"Детские песни", М. 1868.
|