Из всех искусств самым ходким, распространенным, можно сказать, даровым
материалом пользуется поэзия.Музыкенужныинструменты-оторганадо
простой дудки, живопись немыслима без красок, а поэтическое искусствоимеет
дело со словом - стемиобыкновенными,всемзнакомымисловами,которые
служат нам для повседневной разговорной речи.
Насущнонеобходимыеосновныесловаповторяются миллионами людей
бесконечное число раз. Мы постоянно слышим их и произносим сами. Отчастого
употребления многие из слов стираются, как ходячая монета. Привыкаякним,
мы почти не слышим их звучания. Они теряют свое буквальное значение, какбы
отрываясь от питающей их почвы, теряют силуиобразность.Эпитет"яркий"
перестает быть ярким, эпитет "ужасный" настолько перестает быть ужасным, что
мы частенько слышим и даже сами говорим: "Я ужасно рад" или "Это мнеужасно
нравится". Слово "прелестный" лишаетсявсякойпрелестиидажеинойраз
звучит пошловато или иронически.
Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова
в будничной, обиходной речи. Тем, кто глух к слову, могутпоказатьсяпочти
разнозначащимитакиеопределения,как"великолепный","превосходный"и
"шикарный".Онинечувствуютпроисхожденияслова,неумеют отличать
всенародный язык от временной словесной накипи.
Но делонетольковзасоренииязыканедолговечнымисловечкамии
оборотами речи.
Даже коренные и всем необходимые слова, которые сами по себенемогут
устареть, часто соединяются в гладкие,привычные,штампованныевыражения,
ослабляющие вес и значение каждого слова в отдельности.
Номожнолисделатьотсюдавывод,что поэты должны избегать
общеупотребительных слов и пользоваться только какими-тоособенными,редко
встречающимися словами и выражениями?
Нет, лучшие поэты имеют дело стемжепростым,толковымидельным
языком, накоторомговоритнарод.Носамоеобычное,изоднявдень
произносимое слово как бы обновляется, вступая в строй поэтической речи. Оно
становится полнозвучным и полновесным.
Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда даетегов
переносном значении. В слове "волноваться" для него не исчезают волны. Слово
"поражать", заменяя слово "изумлять", сохраняет силу разящего удара.
Словопоэтадейственноивещественно.Прилагательныеунего не
декоративны, - они так же работают и столько же весят,какиопределяемое
ими слово -
...И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь! [1]
Подлинный поэт не бросает словнаветер-негрешитмногословием.
Баратынский говорит о своей музе:
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Достоинством обдуманных речей... [2]
Обдуманное,бережно отобранное слово требует и от читателя
сосредоточенного внимания.
Как Золушка одетаявплатье,котороеейподарилафея,простоеи
обыкновенное слово преображается в руках поэта.
Мы часто слышимслова"грусть","грустно".Сколькосентиментальных
романсов на все лады повторяет эти уютно-меланхолические словечки.
А как ожило, каким значительным идажевеличавымсталоэтопростое
слово "грустно" в драгоценных Пушкинских строчках:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо много.
Мне грустно и легко...
Прелесть и подлинностьпридаетэтомусловусамыйритмстихов,их
интонация - естественная, как дыхание.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...
Звучание слова "грустно", еле различимое в обыденной разговорнойречи,
становится здесь ощутимым и внятным. Может быть, это еще и потому,чтооно
перекликается со сходным по звуку словом "Грузия"? ("На холмах Грузки...")
Поэтическое слово не одиноко. Это слово в строю.Адлявступленияв
строй оно, как и полагается, должно быть точно измерено ивзвешено.Каждый
слог его на учете. Ведь слова должны отзываться на легчайшие колебания темпа
и ритма, соответствующие душевным движениям.
Часы не свершили урока,
А маятник точно уснул.
Тогда распахнул я широко
Футляр их, - и лиру качнул.
И грубо лишенная мира,
Которого столько ждала,
Опять по тюрьме своей лира,
Дрожа и шатаясь, пошла...
Но вот уже ходит ровнее,
Вот найден и прежний размах...
О, сердце! Когда, леденея,
Ты смертный почувствуешь страх,
Найдется ль рука, чтобы лиру
В тебе так же тихо качнуть
И миру, желанному миру,
Тебя, мое сердце, вернуть? [3]
ВэтихстихахИннокентия Анненского словно невидимый маятник
отсчитывает секунды, а вместесними-биениячеловеческогосердца.И
словесный строй с безупречной верностью передает перебоисердца,замирание
его и возвращение к жизни.
Слово в строю не живет само по себе, только для себя.Оносодействует
другим словам - сотоварищам по строю.
...То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит[4].
Эпитет "обветшалый" не только выполняет свое прямое назначение, ноеще
и передает - вместе со словом "зашумит" - шуршание соломы на крыше.
Каждый, кто работает над стихом, знает по опыту, как много звукаможно
добыть из слова, когда оно оказывается в стихотворном строю.
Обычное, прозаическое, чаще всегослужебноеслово"свой"звучитне
слишком громко, но в двустишии;
... И я умолк, подобно соловью,
Свое пропел и больше не пою...[5] -"
оно присоединяет свое малое и слабое звучание к созвучному с нимслову
"соловей", и вместе c нимкакбыпередаютпоследнийпереливсоловьиной
песни.
Слова в стихах перекликаются между собой и значением и звуками.
В стихах Шевченко:
Та ясень раз у раз скрипив[6] -
слова "раз у раз", помимо своего прямого смысла, заставляют читателяи
в самом деле слышать мерное поскрипыванье дерева в предутренней тишине.
Вступая в строй размереннойстихотворнойречи,каждоеслововносит
что-то свое в ее интонациюизвуковуюокраску.Отдельныесловакакбы
растворяются всочетаниисдругими,теряютсвоижесткие,определенные
грани-цы,свойчастныйиузкийсмысл.Этоидаетпоэтувозможность
пользоватьсясловами, как художник пользуется красками. В новых
словосочетаниях рождаются новые оттенки.
Не прямым - словарным - значением каждого слова поражают и волнуютнас
лирические стихи Фета:
Я болен, Офелия, милый мой друг!
Ни в сердце, ни в мысли нет силы.
О, спой мне, как носится ветер вокруг
Его одинокой могилы[7].
Вкакойпротяжно-унылыйгулветранапустыресливаютсяэтидве
последние строчки. Какой неистовойскорбьюзвучит-послетихойжалобы
первогодвустишия-неожиданное,пронизанноеодноюитойжегласной
восклицание:
О, спой мне, как носится ветер вокруг
Его одинокой могилы.
Фраза разделена между двумя строчками так, чтобыслова"Егоодинокой
могилы" стояли и в стихах одиноко. Даже относящийся к нимпредлог"вокруг"
оставлен в предыдущей строчке, чтобы в последней не было ничего, кромеэтих
трех простых и скорбных слов: "Его одинокой могилы".
Слова говорятнетолькосвоимзначением,ноивсемигласнымии
согласными, и своей протяженностью, и весом, и окраской, дающей нам ощущение
эпохи, местности, быта.
Устная речь в различных областях нашей страны отличаетсясвоимособым
складом и ладом. И как разнообразны оттенкиэтойнароднойречивстихах
Есенина,Багрицкого,Исаковского,Асеева,Светлова,Прокофьева,Семена
Гудзенко, Петра Комарова, Виктора Бокова.
А с какой любовью и бережностью передает говор простых людейввагоне
под Москвой Маяковский:
...И чист,
как будто слушаешь МХАТ,
московский говорочек... [8]
Тут дело не в отдельных словах, а в том, что все они вместе какнельзя
лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь, которой любуется
чуткий к слову поэт.
Музыка - одна из основ лирики. Но и вэпическойпоэмесловасвязаны
между собой не только смысловой, но и музыкальной темой.
Всовременнойрусскойпоэзииэтоособеннозаметноу Александра
Твардовского. Впрочем, его поэмы "Страна Муравия" и "Дом у дороги"питаются
глубиннымилирическимиключами,ипотомутакявносказываетсявних
музыкальное, песенное начало.
В устной живой речи всегда есть свойритм,интонация,дажемелодия.
Опираясь на эту музыкальную основу народногоязыка,поэтсоздаетисвой
собственный мелодический строй.
Слова в стихах - да и в хорошей, поэтической прозе - не живутпорознь.
Стройно согласованные, одушевленные высокой поэтической идеей,устремленные
к единой цели, они поражают и радуют читателя так, будто звучат впервые.
|