Крым, Евпатория, 2 августа 1924 г.
Мои дорогие Анна Васильевна и Дмитрий Николаевич,
Ваши письма были получены мноювоченьтяжелоедляменявремя.Я
пережил большое горе [1], от которого еще до сих пор не оправился. Простите,
дорогие, что так поздно отвечаю Вам [2]. Незнаю,дойдетлидоВасэто
письмо. На всякий случай посылаю открытку по адресу Театра Революции.
Много раз хотелось мне писать Вам и звать вПетроград,вТеатрЮных
Зрителей. Александр Александрович Брянцев видел Вас на сцене в Москве ибыл
бы очень рад залучить Вас к себе. Труппаунегополна,вЛенинградеон
отказывает даже выдающимся актерам, но Вас он очень хотел бы привлечь.
По старой дружбе я хочу высказать Вам свои откровенныесоображенияпо
этому поводу.
Дело в том, что положение мое в театре нетакое,какбылоунасв
Ек(атерино)даре.Янеглаватеатра,атолькозаведующий
литературно-репертуарной частью. Поэтому я могу бытьтолькопосредникомв
переговорах.
Вот чтоямогусказатьотеатре.Этоединственныйработающийи
прогрессирующий театр в Ленинграде. Работают очень много и на репетициях и в
студии, обязательной для всех (там ритмика, акробатика, пение,танцыит.
д.) - от 10 ч. до 2 и от 4 до 10часоввеч(ера)каждыйдень.Дисциплина
строгая, но при этом и большое одушевление. О направлении театра янехочу
говорить. Я лично не верю в направления, а верю в актеров.
Актеры есть талантливые, режиссер опытный. В театре нетинтриг,жизнь
протекает довольно ровно и мирно. Публики много. Боюсь, чтовматериальном
отношенииВыбылибыобставленыхуже,чемвМоскве.Выплата денег
своевременная, по ставкам Сорабиса. Вновь вступающие актеры впервоевремя
получают не выше 14-й категории. (Исключений ни для кого не делают.)
Хорошо организованастоловая,буфет,летняядача.Пьесыидутдля
средн(его)возрастаидляюношества.Сейчасврепертуаре: "Скапен",
"Бедность не порок", "Конек-Горбунок", очень хорошая морская пьеса (названия
еще не знаю. На сцепе корабль), "На баррикадах" (по В. Гюго), предполагается
возобновление "Таира и Зорэ" [3] - Брянцев прекрасныйорганизатор,человек
здравого смысла и большой воли. Уклад жизни втеатречуть-чутьнапоминает
монастырский. Не пугайтесь. Яговорюэтовтомсмысле,чтотамцарит
дисциплина,равномерность,отсутствуетборьбаотдельныхлици личных
интересов.
Публика очень благодарная. Свой театр любит.
С каждым годом театр становитсявсепрочнее.Большинствоработников
составляет дружную семью.
Не знаю, удалось ли дать Вам представлениеожизнивтеатре.Очень
жаль, что Вам не удалось побывать наспектакляхиличнопознакомитьсяс
театром.
Из постановок целиком удовлетворила меня (амоитребованияскаждым
годом становятся всестроже)толькоодна-"Конек-Горбунок".Дм(итрий)
Ник(олаевич) был бы в этой пьесе чудесным Иванушкой.
К сожалению, я не могу Вам сообщитьсейчассвойадрес.Завтраяс
Софией Михайловной и сыном уезжаем отсюда на Южный берег Крыма.Пишитемне
по адресу: Ленинград, Потемкинская, 5, кв. 10, С.Я.Маршаку.Мнеписьмо
перешлют.
АеслиВызахотите вступить в переговоры с ТЮЗ, напишите
непосредственно Брянцеву (Гос. Театр Юных Зрителей, Моховая, 35).
Надеюсь, что в близком будущем или в далеком мыопятьбудемработать
вместе.
Давайте не будем считаться письмамиипостараемсянеупускатьдруг
друга из виду. Осенью пришлю Вам свои новые книжки.Сообщите,кудаписать
Вам.
Целую вас обоих.
Ваш С. Маршак
Автограф письма хранится в ЦГАЛИ (фонд 2216).
1 Смерть отца С. Маршака - Якова Мироновича, умершего 24 апреля 1924 г.
(р. в 1855 г.).
2 Письмо А. В. Богдановой и Д. Н. Орлова не сохранилось.
3 С. Маршак перечисляет следующие пьесы репертуара ленинградскогоТЮЗа
сезона 1923-1924 годов - "Проделки Скапена"Ж.-Б.Мольера,"Бедностьне.
порок" А. Н. Островского, "Конек-Горбунок" П. П. Ершова (в обработкеП.П.
Горлова), "Предатель" Б. Житкова (со сценой на палубе парусной шхуны); пьеса
Е. Васильевой и С. Маршака "Таир и Зорэ" была поставлена 8 июня1923года,
прошла три раза и более не возобновлялась.
|